Православная страничка
[74]
Здесь будут собраны полюбившиеся стихи, выдержки из литературных произведения касающихся Православной темы.
|
СТИХИ ВИКТОРА ГОРДЕЙКО
[4]
На этой странице планируется помещать как ранее написаные так и новые стихи данного автора.
|
СКАЗКИ ВИКТОРА ГОРДЕЙКО
[1]
В этой категории будут представлены сказки данного автора.
|
НУЖНЫ-ЛИ МИРУ ИНВАЛИДЫ .
[15]
В этой категории будут собраны материалы на тему ЛЕГКО-ЛИ ЖИТЬ ИНВАЛИДУ. И ГДЕ.
|
ДЕТСКАЯ СТРАНИЧКА
[6]
Здесь будут собраны самые любимые мои детские рассказы. Притчи. размышления юных о Боге. О Православной нашей Вере. О Любви к Богу и ближним. О Надежде на Спасение о коем чаем - ради которого терпим. И молим Господа о Прощении и Великой Милости Его.
|
СТИХИ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ.
[3]
В этой катеории будут собираться стихи Православныех поэтов размышляющих о смысле бытия нашего на земле. И о том что ждёт нас в Горнем Царстве.
|
НАШЕ ТЕЛЕСНОЕ И НРАВСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ.
[3]
Здесь будут собраны материалы на вышеуказанную тему.
|
05:03 Общественное движение инвалидов |
или как добиться эффективности (на примере организаций родителей, воспиты вающих детей-инвалидов и молодых инвалидов) Введение Московский Центр лечебной педагогики почти 20 лет работает в сфере помощи детям-инвалидам и их семьям. За эти годы мы взаимодействовали с отдельными организациями взрослых инвалидов, с многими десятками организаций родителей детей-инвалидов (родительскими ассоциациями) и с сотнями активистов таких организаций — от родителей из «забытых» уголков России до депутатов Государственной Думы. Поэтому мы будем опираться в наших записках преимущественно на опыт наблюдения за работой родительских ассоциаций — вполне, впрочем, отражающей и высвечивающей проблемы, существующие в общественном движении инвалидов в целом. I. Почему в России нарушаются права инвалидов Законодательство прогрессивно, но не выполняется Международные юридические нормы, гарантирующие права таких детей, нашли отражение во внутрироссийском законодательстве. Законы РФ «О социальной защите инвалидов» (1995 г.) и «Об образовании» (1992 г., новая редакция — 1996 г.) впервые в отечественной практике создали юридическую основу и определили конкретные механизмы интеграции детей с нарушенным развитием в общество. Эти законодательные нормы учитывали реалии нашей жизни (все еще катастрофически низкий уровень развития реабилитационно-образовательной помощи детям-инвалидам в государственном секторе) и были призваны, с одной стороны, способствовать росту и развитию необходимой инфраструктуры, а с другой — предоставить родителям возможность находить выход из положения, пока инфраструктура еще не создана. Однако механизм действия такого разумного и гуманного принципа (что может государство — предоставляет, а остальное компенсирует) к концу первого десятилетия XXI века так и не заработал. Традиционная ведомственная практика по большей части противоречит закону. Это вызвано прежде всего устойчивостью в российском «ведомственном» сознании устаревших стереотипов, когда «неполноценные», «бесперспективные» дети (и взрослые) воспринимаются как балласт, обременяющий государственный бюджет. Немалую роль играет в этом и тотальное неведение госслужащих этой сферы как относительно принятых в стране законов, так и относительно возможностей реабилитации и интеграции таких детей. До сих пор воля законодателя в этой сфере игнорируется исполнительной властью почти повсеместно… «Подзаконный хаос» В последние годы под давлением разных обстоятельств власть признала необходимость введения ряда недостающих законодательных механизмов. Однако выходящие подзаконные акты, как правило, по-прежнему решают проблему половинчатым образом, зачастую противозаконно ограничивая законодательство, в ряде случаев — традиционно подменяя настоящее решение проблемы «рапортом о принятых мерах». Крайним проявлением «волны инноваций» в этой сфере можно считать ряд подзаконных актов, принятых, якобы, во исполнение закона, но — под маркой повышения эффективности и экономии средств — на практике закон нарушающих, ухудшающих положение и без того бедствующих инвалидов. Речь идет о захлестнувшей Россию в 2005 году волне кардинальных изменений в социальной сфере: принятый «Закон о монетизации льгот» показателен с точки зрения противоречивости существующих тенденций и принятых нормативных актов. В преамбуле Закон налагает запрет на снижение уровня жизни категорий граждан, нуждающихся в социальной защите; однако в основной части целый ряд положений Закона существенно снижают, к примеру, возможность образования и реабилитации особых детей, усугубляя и без того бедственное положение воспитывающих их семей. «Во исполнение» этого Закона в последние 3 года принят целый ряд особенно «критичных» нормативных актов, которые противоречат законодательству, на практике препятствуют эффективной реабилитации и существенно снижают уровень социальной защищенности нуждающихся в ней граждан. Таким образом, в настоящий момент законодательство в этой сфере по-прежнему не достаточно выверено и достаточно противоречиво; и потому российская государственная политика в сфере реабилитации и образования особых детей непрофессиональна, непоследовательна и малоэффективна. Политика «заботы» об инвалидах, проводимая Минздравсоцразвития до самого последнего времени, не оставляет надежд на возможность изменений, исходящих из недр самого Министерства. Главная причина — невостребованность прав Дело в том, что права остаются нереализованными лишь до тех пор, пока они не востребованы; а в России они по-настоящему, к сожалению, так и не востребованы. II. Проблема недостаточной эффективности общественных движений инвалидов Но почему же тысячам общественных организаций, активно работающих в этой сфере, не удается изменить ситуацию? Дело в том, что их активность по-прежнему не направлена на организацию системных изменений, не побуждает востребовать и контролировать такие изменения. Это — серьезная ошибка общественного движения инвалидов: в масштабах России совершенно невозможно организовать контроль за реализацией огромного объема необходимых услуг «сверху». Единственный механизм контроля, который в такой ситуации достоверен и эффективен, — контроль «снизу», со стороны потребителя, за тем предоставляются ли потребителю положенные ему по праву услуги. Это — самый быстрый способ добиться реализации права: активно востребовать услугу и активно контролировать наличие и качество ее предоставления снизу. Однако подавляющее большинство общественных организаций родителей детей-инвалидов, к сожалению, проявляет тенденцию целиком превращаться в «группы самопомощи». Они стараются организовать социум и досуг для своих детей: регулярные «клубные» и праздничные встречи, летние выезды и лагеря, иногда – развивающие занятия. Действительно, помощь конкретным детям — важное и необходимое дело: ведь дети растут и не могут ждать... Такой деятельностью в той или иной мере занимаются все объединения родителей детей-инвалидов; она тоже как-то изменяет ситуацию, но эта помощь не является системной. Такая деятельность направлена в значительной степени на насущные сиюминутные нужды, но не нацелена на простраивание грядущих этапов жизни взрослеющего ребенка и в наименьшей степени дает импульс активности родителей во внешнем мире. Если такая активность и есть — она выражается обычно в форме «прошений» к власти о поддержке тех или иных мероприятий и программ самопомощи. При всей необходимости деятельности по самопомощи — переход на новый уровень не произойдет, если не будет еще работы на общее изменение ситуации. Такая работа иногда очень быстро отражается на судьбах детей-инвалидов. Ряд известных в России родительских организаций тесно сближаются, даже «срастаются» с властью; в такой ситуации кажется, что вот-вот все кардинально изменится — но ничего не меняется… Мы наблюдаем в этих случаях слишком далекий отрыв от «энергетики» родительских масс. Вместе с тем, такое «сращивание» отдаляет организации инвалидов от профессионалов (педагогов, психологов, реабилитологов, юристов) — носителей системного взгляда на ситуацию и пути ее изменения. Власть ведь, за редким исключением, не ищет взаимодействия с профессионалами, не реагирует на сигналы с их стороны. А это всегда, во все времена, было и остается признаком того, что реальных изменений не предполагается. Некоторые общественные организации инвалидов (обычно — в лице своих ключевых представителей) встают в позицию «глухого», непримиримого антагонизма по отношению к власти. Такие организации (или их представители) становятся для власти притчей во языцех; чиновники перестают воспринимать их как сторону в переговорах, всячески избегают общения с ними — и ситуация по-прежнему не «сдвигается». III. Шаги, реально меняющие ситуацию Для того, чтобы общественная организация смогла эффективно выполнять эту функцию, в ней должна быть актуализирована и стать ключевой позиция социального адвоката. Социальным адвокатом мы будем называть здесь человека, который сознательно или по ситуации взял на себя труд помочь родителям выявить и устранить нарушения прав особого ребенка на реабилитацию и образование[1]. Именно эта позиция кардинально меняет ситуацию — в городе, в регионе, в стране! Много лет оказывая психологическую поддержку семьям наших воспитанников, мы пришли к выводу: пока семья живет в социальной изоляции и с ужасом смотрит в будущее, где в качестве перспективы для ребенка — лишь психоневрологический интернат (а в России большинство из них по-прежнему не предполагает человеческого отношения к их обитателям), — никакой психолог не сможет снять тревогу и напряжение с родителей. Опыт Центра убедительно доказал, что наиболее действенным путем активизации родителей, побуждающим к осмыслению ими своей родительской миссии и обретению душевного мира, является осознание и последовательное востребование ими прав своих детей на нормальный жизненный путь и достойную жизнь. Социальный адвокат — как раз тот человек, который может вызвать к действию и поддержать эту гигантскую силу — социальную активность родителей, направить ее в правильное и эффективное «русло». Как реально востребовать право? Подавляющее большинство родителей детей-инвалидов, особенно в российских регионах, а также врачей, педагогов, работников социальной и реабилитационно-образовательной сферы, функционеров этой системы находятся в девственном неведении как относительно принятых в стране законов, так и относительно возможностей реабилитации и интеграции таких детей. Необходимо организованное массированное просвещение родителей, специалистов и функционеров. Во всех государственных организациях, начиная с роддомов и детских поликлиник, в больницах, детских садах, школах, реабилитационных центрах, управлениях социальной защиты и образования, бюро МСЭ и ПМПК, органах опеки и попечительства и т. п. — должна оказаться доступная информация о том, какие бывают нарушения развития, каковы меры помощи таким детям, как организовать их реабилитацию и образование, каковы возможности их интеграции, в какие организации можно обратиться за помощью и т. д. Необходима всесторонняя информация о правах таких детей, обеспечивающих их интеграцию. В разных местах обязательно должна появиться также информация о том, что происходит с ребенком, когда он попадает в интернат. Составить и распространять доступные и убедительные тексты такого рода, не забывая их обновлять в соответствии с реалиями — неизбежный этап работы общественных организаций родителей, это типичная «социально-адвокатская» деятельность. Узнав о гарантированных законом правах своих детей, родители уже не могут не думать о реализации этих прав. Чиновники же ведут себя по-другому: практика показывает, что с помощью одной лишь просветительской деятельности практически никогда не удается устранить первую из описанных выше причин сложившейся ситуации — убедить государственных служащих выполнять законы. Правовое просвещение может быть лишь первым шагом; далее возникает необходимость защищать эти права и бороться за их реализацию — вплоть до отстаивания их в судебном порядке. И потому в этой сфере возникает и стремительно растет запрос семьи на юридическую поддержку в защите основополагающих прав своих детей: фигурой, без которой права инвалидов в нашей стране невозможно востребовать, неизбежно становится юрист. Ниже мы покажем, сколь много удалось добиться для своих детей-инвалидов родительским организациям, которые вовлекли в свою деятельность юристов. Взаимодействие родителей и специалистов: «катализатор» — социальный адвокат В ходе информационно-правового сопровождения родителей мы постепенно пришли к выводу, что непосредственное взаимодействие «родитель–юрист» во многих случаях происходит с большими затруднениями. С одной стороны, значительной части родителей не понятна логика тех или иных отдельных действий, которые предлагает юрист. В результате они не всегда доверяют рекомендациям юриста либо не могут творчески их переосмыслить и скорректировать при непосредственном общении с чиновниками. С другой стороны, юристы обычно готовы работать с уже мотивированными родителями, они редко используют аргументы гуманитарного и этического характера. Все это делает родителя пассивной стороной взаимодействия с юристом, мало способствует повышению его социальной активности и осознанию своей роли в жизни собственного ребенка, а значит, существенно ограничивает движение к поставленной цели — изменению положения детей-инвалидов в России. Центр лечебной педагогики изначально выступал в этой деятельности с позиций социального адвоката и правозащитника[2], и лишь позднее привлек к проблеме юристов, поэтому в правовом отделе Центра естественным образом сформировался тандем «юрист-социальный адвокат». Оказалось, что наличие этого тандема многократно повышает эффективность поддержки родителей, значительно облегчает понимание родителями своих прав, придает заметный импульс их активности в защите прав детей, держит чиновников «в тонусе» и побуждает последних постепенно реформировать эту область. Более того, предложенная социальными адвокатами опора на прокуратуру показала себя не менее эффективным и в большинстве случаев гораздо более быстродействующим средством по сравнению с обращением в суд (в частности, оперативно способствующим восстановлению прав детей на образование). Эта деятельность требует минимальной поддержки юристов; пока судебная система в России столь несовершенна, громоздка и неповоротлива, что по большей части может рассматриваться лишь как эксклюзивная мера, — опора на прокуратуру позволяет значительно быстрее сдвинуть дело с мертвой точки. Заметим, что привлекает юристов к решению задач общественной организации именно социальный адвокат, именно он (в особенности — первоначально) ставит задачу юристам. И лишь постепенно, настолько, насколько юрист проникается идеями и целями деятельности общественной организации, он может отчасти взять на себя функции социального адвоката. Реально ситуация изменяется в тех регионах, где начинают функционировать люди, находящиеся в позиции социальных адвокатов. IV. Какие же они — социальные адвокаты, добившиеся исполнения законов? Социальные адвокаты — родители Владимирские социальные адвокаты кардинально изменили ситуацию в городе — понадобилось им для этого около 10 лет. Если учесть, что в большинстве городов России за послеперестроечное двадцатилетие положение в этой сфере меняется с черепашьей скоростью, — эффективность работы владимирцев говорит сама за себя. Однако в совершенно рекордные сроки меняется ситуация в Самаре: здесь кардинальных перемен удалось добиться вдвое быстрее — за 5 лет. Секрет самарского «чуда» прост: в роли социального адвоката выступил родитель и юрист — един в двух лицах. Председатель правления Самарской региональной общественной организации детей-инвалидов «Ассоциация Даун Синдром» Ольга Пудовкина, как и владимирцы, начала с защиты прав на образование и реабилитацию собственного ребенка и детишек с близкими проблемами. Профессиональные юридические знания Ольги-юриста, будучи применёнными на практике, били точно в цель: ведь цель эту определяла Ольга-социальный адвокат. Ольга почти сразу начала с «силовых» методов взаимодействия с властями: специфика профессии позволила ей стремительно преодолеть этап «самоинформирования» — о правах своего ребенка и других детей она знала все. Профессиональные навыки предопределили успех предпринятых действий; успешная практика юридической защиты прав детей была систематизирована, растиражирована и стала доступной каждой самарской семье, воспитывающей детей с проблемами развития. Городские и областные власти, осознав в лице Ольги и ее стремительно растущей организации грозного «противника», перешли к конструктивному взаимодействию. В результате уровень интеграции детишек с нарушениями развития в обычных самарских детских садах превзошел таковой в любом другом городе России: система дошкольного образования стала в Самаре по-настоящему интегративной; на очереди — распространение интеграции на школьное обучение. А Ольга и ее организация превратились в социального адвоката для всего региона. Социальные адвокаты — педагоги, психологи, реабилитологи В профессиональной деятельности Центру удалось многое — шаг за шагом простроить различные этапы жизненного пути особого ребенка, от ранней помощи до овладения основами профессии. Однако за десять с лишним лет с начала «перестройки» практически не изменилось положение этих детей в масштабе страны: специалисты, владеющие современными подходами к развитию и образованию таких детей, не подготовлены; стандарты обучения не разработаны; эффективная система помощи не создана. Стало понятно, что без кардинальных изменений в устройстве и функционировании сферы реабилитации и образования детей-инвалидов усилия специалистов окажутся тщетными. Абилитированные за годы занятий дети все равно не смогут социализироваться — коль скоро не выстроена инфраструктура, постепенно интегрирующая их в общество здоровых сверстников и обеспечивающая им достойную жизнь в будущем. В конце 1990-х годов Центру удалось привлечь к проблеме юристов; они засвидетельствовали, что российское законодательство в этой сфере в основном соответствует мировым стандартам: наше государство обязалось каждому ребенку-инвалиду бесплатно предоставлять жизненно необходимый для него набор социальных услуг. Если же семье пришлось из собственных средств оплатить реабилитацию или образование ребенка-инвалида, то государство обязалось компенсировать эти расходы. Основная черта компенсационной помощи — то, что она закрепляется не за учреждением, а за получателем, который может направить полученные средства в выбранную им организацию. В ситуации России, когда финансовые потоки непрозрачны, не создана необходимая инфраструктура, — адресные компенсационные выплаты семьям являются тем выходом, который мог бы кардинально изменить ситуацию: на основе рыночного механизма, при значительном облегчении государственного контроля, максимально быстро создать инфраструктуру услуг. Ведь наиболее эффективное развитие сферы происходит, когда выбор остается за потребителем услуг. Однако в России десятки лет формировалось стойкое отношение к законам как к чистой воды декларациям. Поэтому с 2000 года Центр направил часть своих усилий на то, чтобы заставить работать прогрессивные нормы уже принятых законов. Для воспитанников Центра основным условием нормального жизненного пути становится получение образования и реабилитации. Вот почему Центр поставил в качестве основной задачи организацию комплексного информационно-правового сопровождения родителей, приводящего к реализации прав их детей на образование и реабилитацию. В последующие 5 лет в Центре удалось организовать работу специализированной правовой группы и начать, руководствуясь законом, последовательное практическое получение компенсаций за реабилитационные услуги, оплаченные семьями из собственных средств: несколько десятков семей прошли длительный путь взаимодействия с чиновниками, закончившийся судебными победами. Суд впервые был включен в арсенал эффективных инструментов для получения компенсаций. Полученный практический опыт удалось обобщить и конкретизировать в брошюрах–руководствах для юристов, родителей, чиновников и всех, кому небезразлична судьба такого ребенка; на Web-сайте был смоделирован аналог юридического бюро[3], оказывающего поддержку родителям, юристам и социальным адвокатам, работающим в этой сфере. Центру удалось помочь родителям создать значительный «правовой напор» в Москве и в Московской области. Чиновники были вынуждены начать выполнять закон: поначалу — по решениям суда, постепенно — по требованию родителей (сначала в Подмосковье и других регионах, которые мы поддержали). Постепенно и у московских органов соцзащиты появился повод всерьез задуматься, что экономичнее и достойнее поддержать и обеспечить услуги таким детям в госсекторе и НГО, нежели по требованию судебного пристава при широкой огласке с риском для репутации выплачивать компенсации. С 2005 года в России вступили в силу кардинальные изменения к законодательству, охватывающие всю социальную сферу и выразившиеся в принятии так называемого «Закона о монетизации льгот». В кратчайшие сроки потребовалось осмыслить новую правовую ситуацию, отследить и спрогнозировать ее практические последствия, существенно скорректировать стратегию и тактику поддержки родителей. Центр тяжести в организации новых форм образования для детей с нарушениями развития пришлось перенести на устройство таких детей в существующие государственные образовательные учреждения. При выборе методов реализации прав детей социальные адвокаты Центра всегда руководствовались принципом гибкости, учитывая конкретную ситуацию нарушения прав и специфику участвующих в ней сторон. Оказалось, что в ряде ситуаций, например, при защите права на образование, значительно быстрее и эффективнее удается решать многие вопросы внесудебным путем. Например, упоминавшаяся выше прокуратура, в отличие от суда, по сути своей осуществляет постоянный надзор за соблюдением законности, делает это в весьма короткие (по сравнению с судом) сроки и традиционно окутана в российском обществе ореолом неотвратимого возмездия. С помощью прокуратуры нам удалось предотвратить незаконные отказ в приеме и отчисление из образовательных учреждений (школ и детских садов) десятков детей в Московской области и других регионах — дети восстановлены в праве на образование и воспитываются и обучаются в государственных образовательных учреждениях. Обобщением разных граней правозащитного опыта стал, в частности, созданный Центром правовой тренажер[4] для семей, воспитывающих детей с нарушениями развития; тренажер поможет родителям выбрать эффективное правовое поведение в различных ситуациях, связанных с реализацией права особого ребенка на образование. Чиновник — социальный адвокат?! Эта тенденция породила неожиданный феномен: в одном из регионов, при поддержке региональных властей, в роли социального адвоката выступил управленец! Заместитель министра образования Республики Карелия Галина Григорьева, приняв на себя роль социального адвоката, кардинально изменила жизнь детей-инвалидов в целой республике. Взяв за основу финскую модель, осмыслив ее через призму опыта передовых отечественных НГО этой сферы, помогая родителям востребовать права своих детей, в том числе, через суд(!), — за несколько лет она добилась очень серьезных результатов. В Карелии не осталось детей, находящихся вне образовательного пространства: в преимущественно сельском регионе дети получают всю необходимую реабилитационно-образовательную помощь прямо в своем поселке. Изменив систему финансирования такой помощи, многократно повысив его эффективность, Г. Григорьева добилась естественной ликвидации интернатов: практически все карельские дети — сироты и социальные сироты — теперь живут в семье. В результате Карелия значительно обогнала федеральный центр по цивилизованности законодательных решений и практики интеграции в этой сфере. Феноменальные плоды деятельности Галины Григорьевой в качестве социального адвоката целого региона привели к естественному результату: оставаясь руководителем отдела специального образования карельского Минобраза, она была назначена в этом регионе Уполномоченным по правам ребенка! Начав с защиты прав детей с ограниченными возможностями, этот замечательный социальный адвокат теперь будет защищать права всех детей республики, и у нас нет сомнения, что и эта работа «обречена» на успех. V. Ликвидация «подзаконного хаоса» как способ цивилизации социальной политики государства В такой ситуации приходится бороться с конкретными «противозаконными» правовыми актами: искать способ дезавуировать те положения подзаконных актов, которые противоречат здравому смыслу и нарушают права нуждающейся в защите социальной группы. Не боясь показаться нескромными, мы сошлемся на собственный (Центра лечебной педагогики) опыт таких действий, поскольку иных аналогичных действий такого рода в общественных движениях инвалидов мы, к сожалению, прежде не встречали… За годы активной работы тандема «социальный адвокат — юрист» правовой группе Центра удалось в достаточной степени «абилитироваться» с точки зрения возможности уверенного выхода в суд. Однако известная «обстановочность» подготовки и сопровождения и длительность судебных дел заставили нас задуматься о повышении эффективности наших «судебных» усилий. Мы решили рассмотреть возможность распространения судебного подхода на обжалование в высших судебных инстанциях подзаконных актов, противоречащих закону и Конституции, — чтобы «одним махом» попытаться «выбить почву из-под ног» чиновников, нарушающих права особых детей по всей России. Отметив, что обжаловать в суде подзаконный акт можно только в том случае, если на его основании принято решение, ущемляющее права конкретного человека, мы решили учитывать этот факт в судебных разбирательствах и исходя из этого строить нашу позицию в суде. Поэтому, когда в мае 2007 года вышел «варварский» приказ Минздравсоцразвития, откровенно и цинично снижающий уровень социальной защищенности инвалидов в России, — у правовой группы Центра не было сомнений, что отменять его надо самым быстрым способом — судебным. Суть дела заключалась в следующем. 7 мая 2007 г. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации издало одиозный Приказ № 321, которым, в частности, снизило количество бесплатно предоставляемых инвалидам памперсов с трех до одной штуки в день с пояснением «одно изделие общей ёмкостью, равной объему суточного диуреза», цинично предлагая инвалидам использовать вместо нескольких — один «ёмкий» памперс в сутки! Для обжалования нормативного акта в Верховном суде необходимо было зафиксировать факт нарушения права инвалида. В Центре легко нашелся такой |
|
Всего комментариев: 0 | |